Больше автоматики

Современные ДГУ — технические решения с высокой степенью автоматизации. Управляющий микропроцессорный контроллер обеспечивает автоматический запуск установки при потере сети и/или по внешнему сигналу, а также управление контакторами автоматов ввода резерва (АВР), с помощью которых осуществляется автоматическое переключение нагрузки с внешнего электропитания на питание от ДГУ. Кроме того, в число стандартных функций включены мониторинг состояния ДГУ (в том числе дистанционный — светодиодный, релейный или компьютерный), подача аварийных сигналов и отработка аварийных защитных остановов электростанции. Контроллеры ДГУ оснащаются большим числом программируемых цифровых входов и выходов для наилучшей адаптации к условиям работы конкретной СБГЭ.

Дальнейшее повышение уровня автоматизации — одна из ключевых тенденций развития ДГУ. Отмечается рост требований заказчиков к возможности адаптировать ДГУ под индивидуальные особенности конкретной СБГЭ. Режим работы резервной электростанции должен определяться не только наличием/отсутствием основной сети, но и получением внешних сигналов от различных систем мониторинга и управления заказчика. Растут и требования к системе мониторинга ДГУ. Если раньше заказчик довольствовался светодиодной индикацией на панели управления электростанцией, то сегодня все чаще необходим компьютерный мониторинг и управление, в том числе — по локальной сети и Internet, а также GSM-мониторинг.

Кроме того, эксперты  фиксируют увеличение спроса на ДГУ большой единичной мощности и на параллельные системы ДГУ. Это объясняется как ростом мощности резервируемых систем, так и возрастающими требованиями к надежности электроснабжения оборудования.

В последние годы значительно ужесточились нормы в отношении выбросов отработанных газов, в связи с чем все ведущие производители дизельных двигателей усовершенствовали свои изделия либо разработали и внедрили в производство новые двигатели — экологичные, потребляющие меньше топлива и имеющие большую мощность. В результате двигатели стали более сложными, высокотехнологичными, возросли требования к качеству применяемого топлива и масла, а также к уровню подготовки обслуживающего и ремонтного персонала.

Помимо экологии, остается актуальной проблема использования/утилизации выделяемого тепла при работе генераторных установок. «Как известно, КПД дизельного двигателя составляет примерно 25%, остальная энергия сжигаемого топлива выбрасывается «на ветер», а это серьезные деньги. В современных системах энергоснабжения предусматривается возможность утилизации отработанных выхлопных газов и выделяемого тепла, в результате которой решаются задачи отопления помещений ЦОД, горячего водоснабжения и кондиционирования.

При мощностях свыше 500 кВт в СГБЭ ЦОД вместо пары ДГУ-ИБП выгоднее использовать так называемые динамические ИБП с приводом от дизельных двигателей. Это более надежное, дешевое и экологически чистое решение.

Концепцию динамических ИБП активно продвигает бельгийская компания Euro-Diesel, выпускающая систему No-Break KS. В ее состав, помимо дизельного двигателя, входит электромагнитная муфта сцепления и специальный стато-генератор переменного тока, состоящий из синхронного генератора переменного тока и аккумулятора кинетической энергии. При наличии электропитания от внешней сети динамический ИБП работает в основном режиме, когда аккумулятор кинетической энергии, вращаясь, приводит в движение синхронный генератор, который питает потребителей «чистым» синусоидальным напряжением. При отключении внешнего питания динамический ИБП переходит в режим автономной работы, в таком случае замыкается электромагнитная муфта, запускается дизельный двигатель и за счет него продолжается вращение синхронного генератора, вырабатывающего электроэнергию.

 

Предоставлено по материалам статьи журнала сетевых решений LAN:  http://www.osp.ru/lan/2009/08/10027566/